Размер шрифта: A A A Цвет сайта Ц Ц Ц Стандартная версия
10.05.2012

Оценка уровня владения государственным языком гражданами в Республике Казахстан способом тестирования

Оценка уровня владения государственным языком гражданами в Республике Казахстан способом тестирования

Абдыхаликов Айдос Турсынбаевич, к.ф.-м.н.,
Национальный центр тестирования,
Руководитель Управления
по развитию государственного языка
тел. 87172 51-83-10
abdykhalykov@kazakhtest.kz
www.kazakhtest.kz



Садвакасова Мира Газизовна,
Заведующий научно-методической
лабораторией по организации тестирования,
тел. 87172 51-83-06
m.sadvakasova@kazakhtest.kz
www.kazakhtest.kz

В многонациональном и независимом Казахстане по официальным данным проживает более 130 национальностей. Статус государственного языка в стране определен Конституцией Республики Казахстан, а также Законом Республики Казахстан «О языках в Республике Казахстан» [1].

В государственных организациях и органах местного самоуправления наравне с государственным языком употребляется русский язык [2]. Повсеместное употребление русского языка в Казахстане обусловлено исторически сложившейся ситуацией, когда исконно казахские земли в XVIII веке были присоединены к Российской империи. Во всех отношениях человеческой жизнедеятельности приоритетным языковым инструментом являлся русский язык. С приобретением независимости Казахстана в 1991 году в стране принят закон, определяющий статус государственного языка. Языковая ситуация в республике на сегодняшний день сложена таким образом: то, поколение, которое училось во времена Советского союза, употребляет русский язык, а новое поколение, начавшее сознательную жизнедеятельность в независимом Казахстане, применяет в речи оба языка.

Каждые 10 лет государством разрабатывается и утверждается Государственная программа развития и функционирования языков в Республике Казахстан. На сегодняшний день принята Государственная программа развития и функционирования языков в Республике Казахстан на 2011-2020 годы [3], где одним из целевых индикаторов является повышение доли взрослого населения, владеющего государственным языком. По всей стране функционирует сеть региональных центров обучения государственному языку, в которых обучение казахскому языку осуществляется бесплатно. Соответственно, предполагается знание казахского языка гражданами Республики Казахстан и иностранными гражданами, осуществляющими деятельность в правовой, экономической, научной, общественной и других сферах на территории государства на должном уровне и в соответствии с квалификационными требованиями.

Ценность языковых знаний рассматривается с трех общепринятых позиций:

1) языковое образование как государственная ценность;

2) языковое образование как общественная ценность;

3) языковое образование как личностная ценность.

Государственный язык на территории Казахстана пользуется официальной поддержкой государства и обеспечивает реализацию принципов языковой политики. На основе этого оценка уровня знания казахского языка способствовует развитию и повышению его конкурентоспособности в языковой среде и является одним из важных государственных мероприятий по реализации задач обязательного владения государственным языком гражданами в Республике Казахстан.

Миссия государственного языка не только обеспечение целостности народа Казахстана, но и ориентир на духовное развитие каждого гражданина как личности, основа политики формирования толерантного общества.

С учетом сформировавшейся языковой ситуации был создан механизм оценки уровня владения государственным языком граждан в стране: это система оценки уровня владения казахским языком – КАЗТЕСТ. С целью формирования системы КАЗТЕСТ была проведена научно-исследовательская работа, а именно исследованы институциональные возможности следующих международных систем и тестов, прдназначенных для оценки языковых знаний, широко известных и применяемых на протяжении многих лет:

1) TOEFL (Test of English as a Foreign Language);

2) IELTS (International English Language Tests System);

3) TРКИ (Tест по русскому языку как иностранному);

4) DSH (Deutsche Sprachprüfung für den Hochschulzugang);

5) Grundbaustein DaF, Zertifikat Deutsch;

6) DALF/DELF (Diplome Approfondi de Langue Française/Diplome d'Etudes en Langue Française);

7) TÖMER (Türkçhe Öģretim Merkezi) и т.д.

По структуре и функциональному содержанию система КАЗТЕСТ наиболее близка к TOEFL и TРКИ. Признаки, по которым система КАЗТЕСТ схожа с вышеперечисленными тестами:

1) во-первых, в данных тестах оцениваются коммуникативные компетенции, которые отражаются в таких видах речевой деятельности, как аудирование, лексико-грамматическая структура языка, чтение, письмо, говорение;

2) во-вторых, структурная и содержательная составляющие данных тестов возрастают в определенной градации по принципу «от простого к сложному» и принципу градуальности;

3) в-третьих, тест по русскому языку как иностранному ориентирован на 2 потока: российских и иностранных граждан.

Вследствие того, что система КАЗТЕСТ придерживается подобных принципов, учитывался и опыт внедрения в практику вышеперечисленных тестов.

Основная цель системы КАЗТЕСТ – оценка языковых знаний по казахскому языку. Оценка – сложная педагогическая категория, которая охватывает несколько уровней: уровневая оценка, общая оценка и оценка владения языком как средством общения согласно требованиям профессиональных компетенций. Между вышеперечисленными видами оценки существует взаимосвязь. Уровневая оценка применяется в основном в процессе обучения. Оценка же языковых знаний по системе КАЗТЕСТ является объективным средством измерения коммуникативных компетенций, уровня квалификации по казахскому языку вне зависимости от места жительства граждан, времени оценки, объекта и формы обучения языку. Тестирование по оценке уровня знания языка как способ независимой оценки, давно известен и широко применяется во многих странах мира.

КАЗТЕСТ состоит из четырех блоков: аудирование, лексико-грамматический блок, чтение, письмо. Изначально для формирования фонда тестовых заданий по данным видам речевой деятельности сформированы рабочие группы разработчиков и экспертов заданий в тестовой форме, в состав которых включен профессорско-преподавательский состав ведущих высших учебных заведений республики, сотрудники научно-исследовательских институтов языкознания, специалисты-тестологи.

Особый интерес для изучающих язык представляет первый блок – аудирование. Здесь оценивается степень усвоения текста, воспринятого на слух по четырем уровням:

1) фрагментарное усвоение;

2) общее усвоение;

3) полное усвоение;

4) глубокое усвоение.

Второй блок – лексико-грамматический. Оценивается уровень усвоения лексико-грамматической структуры казахского языка, употребления языка в речи, применения в письме с функциональной и коммуникативной точки зрения. Тестовые задания данного направления нацелены на оценку уровня лингвистической компетенции, понятия о структуре языка, необходимых для решения определенных коммуникативных задач.

Не менее познавательным и обязательным элементом оценки является третий блок – чтение. Цель оценки по данному репродуктивному виду речевой деятельности – восприятие и понимание основной и дополнительной информации текста на разных уровнях. Определение и оценивание уровня компетенций по чтению определяется результатом выполнения заданий по следующим формам чтения:

1) ознакомительное;

2) чтение с элементами исследования;

3) беглое;

4) поисковое.

Большую роль при оценке языковых знаний, обучении казахскому языку посредством тестовых заданий играет выбор текстов. Интересные, привлекательные, «читабельные», познавательные тексты являются немаловажным стимулом к пониманию содержания, а значит и в целом стимулом к изучению казахского языка.

Продуктивным видом речевой деятельности является четвертый блок системы – письмо. Письменные работы оцениваются по следующим критериям:

1) грамматическая правильность;

2) содержание письменных работ;

3) качество использования языковых средств;

4) степень самостоятельности применения языка.

По вышеперечисленным блокам системы сформирован значительный фонд тестовых заданий (более 70 000 тестовых заданий). Содержание тестовых заданий определено утвержденными государственными стандартами, определяющими требования к коммуникативным компетенциям владения казахским языком:

СТ РК 1926-2009 «Коммуникативные языковые компетенции владения казахским языком. Элементарный уровень. Общее владение»;

СТ РК 1928-2009 «Коммуникативные языковые компетенции владения казахским языком. Базовый уровень. Общее владение»;

СТ РК 1929-2009 «Коммуникативные языковые компетенции владения казахским языком. Средний уровень. Общее владение»;

СТ РК 1925-2009 «Коммуникативные языковые компетенции владения казахским языком. Уровень выше среднего. Общее владение»;

СТ РК 1927-2009 «Коммуникативные языковые компетенции владения казахским языком. Высокий уровень. Общее владение».

За основу взята уровневая система оценки языковых знаний, это: элементарный, базовый, средний, уровень выше среднего, высокий и высший уровни. Тестируемый, достигнувший определенных показателей по уровневой шкале и желающий повысить свой уровень, имеет возможность пройти обучение на подготовительных курсах и достичь желаемого уровня, поскольку система КАЗТЕСТ подчиняется ступенчатой последовательности. Языковой уровень тестируемого определяется результатом общего количественного показателя выполненного теста. Задания расположены по принципу «от простого к сложному». В соответствии с этим у тестируемого должна наблюдаться преемственность и между уровнями знания языка. Это и является механизмом стимулирования личности при изучении языка.

Технология тестирования по системе КАЗТЕСТ такова: тестируемому предлагается выполнить в течение 150 минут 150 заданий. На блок «Аудирование» выделяется 30 заданий, лексико-грамматический блок – 70 заданий, на блок «Чтение» – 50 тестовых заданий. Тестовые задания предлагаются в форме выбора одного правильного ответа из четырех возможных ответов. Данная особенность тестирования связана с технологической эффективностью, которая заключается в одномоментном охвате большого количества испытуемых, мгновенной обработке и выдаче результатов. Тестируемые заполняют листы ответов с разграничением полей по блокам системы. Листы ответов обрабатываются лазерным сканером, время на обработку одного листа ответов составляет 1-2 секунды. Результаты оцениваются следующим образом: в случае если претендент при оценке уровня знания казахского языка по системе прошел пороговый уровень – 60% от общего числа тестовых заданий, считается что он владеет казахским языком.

В настоящее время система КАЗТЕСТ применяется для оценки уровня владения казахским языком претендентов международной стипендии Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева для обучения и научных стажировок за рубежом. Также система нашла широкое применение при оценке уровня владения казахским языком среди сотрудников организации «Назарбаев интеллектуальные школы», где поддерживается триединая языковая политика. Проводится пробное тестирование и апробация заданий в тестовой форме среди государственных служащих, работников сферы обслуживания населения, сотрудников национальных компаний и акционерных обществ. Местные представительные и исполнительные органы создают необходимые условия для свободного и бесплатного овладения государственным языком всеми гражданами Республики Казахстан.

Литература

1. Конституция Республики Казахстан 7, 93 статьи (принята на республиканском референдуме 30 августа 1995 года, с изменениями и дополнениями от 21.05.2007 года).

2. Закон Республики Казахстан “О языках в Республике Казахстан” (от 11 июля 1997 года).

3. Государственная программа развития и функционирования языков в Республике Казахстан на 2011-2020 годы (Указ Президента Республики Казахстан от 29 июня 2011 года № 110). 


Возврат к списку

Информационные материалы

Информационные материалы

Компьютерное тестирование по системе КАЗТЕСТ

Download

Контакты

Адрес:

проспект Победы, 60

Телефон / факс:
  • +7 (7172) 51 83 10
  • +7 (7172) 51 83 06
  • +7 (7172) 27 92 19
  • +7 (7172) 27 92 18
Электронная почта:

test@kazakhtest.kz

Наверх